Х. П. Осипова
учитель начальных классов,
МБОУ-Быраканская основная
общеобразовательная школа
Республика Саха (Якутия)
Верхневилюйский улус (район)
село Быракан
Тема проекта: Здоровьесберегающая организация учебно-воспитательной работы
Автор проекта: Осипова Христина Петровна, заместитель директора по воспитательной работе
Объект эксперимента: физическое, духовное и нравственное здоровье учащихся Быраканской основной общеобразовательной школы
База реализации проекта: Быраканская основная общеобразовательная школа
Участники проекта: учащиеся, родители, педагоги, технические работники данной школы
Срок реализации проекта: 2009-2010 учебный год
1. Анализ социокультурной ситуации
Эффективность воспитания и обучения детей и подростков зависит от здоровья. Здоровье – важный фактор работоспособности и гармонического развития детского организма.
В нашей школе низкий уровень образованности родителей является серьезным препятствием в воспитании детей. Многие родители не понимают значение соблюдения режима школьника, рационального, правильного питания, норм личной гигиены. Не умеют организовать свободное время ребенка, создавать уют в доме, из-за этого многие дети стараются весь день находиться в школе или на улице. Большинство семей относятся к категории малообеспеченных.
Как и во многих школах, основной причиной многих болезней стала недостаточная двигательная активность. Учащиеся не делают утреннюю зарядку (делают зарядку только единицы) и приходят в школу сонные и весь день ходят вялые. На уроках не проводятся физкультурные минутки (частично проводят только учителя начальных классов), дети вынуждены сидеть без движения в течение всего урока. Из-за этого происходит нарушение осанки детей, страдает сердечно-сосудистая система и т. д. Имеются дети с хроническими заболеваниями.
Педагоги являются представителями стрессогенной профессии и отличаются крайне низкими показателями здоровья, поэтому для некоторых учителей остро стоит вопрос его сохранения. Факторами риска выступают социальная незащищенность, эмоциональная затратность и стрессовость педагогической деятельности.
2. Обоснование и актуальность проекта
Анализ социокультурной ситуации в Быраканской основной школе неизбежно выводит на идею проведения опытно-экспериментальной работы по оздоровлению детей данной школы. В эксперименте участвуют учащиеся, учителя, родители, медработник. Успешная реализация этого проекта может осуществляться при определенном уровне подготовленности педагогов, родителей и самих учащихся. Поэтому им необходимо расширить знания, умения и навыки в этой области.
Школа должна стать важнейшим социальным институтом сохранения и укрепления здоровья, родителей и педагогов.
Необходимо повысить уровень педагогической просвещенности родителей, улучшая этим качество воспитания ребенка в семье. Совместными усилиями родителей, педагогов формировать у детей понятие здорового образа жизни, воспитывать соответствующие навыки и привычки, что будет способствовать эффективности мер социальной защиты здоровья детей. Формирование здорового образа жизни является главным рычагом первичной профилактики в укреплении здоровья населения через изменение стиля и уклада жизни.
Таким образом, возникла потребность в систематизации, обновлении и целенаправленной организации оздоровительной работы. И вовлекать в эту работу родителей, так как они играют важную роль в воспитании детей.
3. Цели и задачи проекта
Цель:
• Школа должна стать центром пропаганды здорового образа жизни
• Настроить учащихся на самосовершенствование, самовоспитание, самообразование
• Формировать потребности в здоровом образе жизни
• Повысить ответственность родителей за судьбу ребенка, улучшить условия воспитания и развития личности ребенка
• Дать понятие учащимся о возможном развитии человека, о значении образованности человека.
Задачи:
• Развивать чувство ответственности за свое здоровье
• Сохранить и укрепить физическое и психическое, нравственное здоровье детей
• Повышать сопротивляемость личности к негативным факторам социума
• Развивать умение организовать правильное, рациональное, и полноценное питание детей родителями
• Знать факторы здоровья: закаливание водой, солнцем, воздухом, психическая закалка, соблюдение личной гигиены, двигательный режим, профилактика употребления спиртных напитков, наркотических веществ, табака.
4. Основные мероприятия по реализации проекта
• Составление плана воспитательной работы классных руководителей и школы в соответствии целям и задачам этого проекта
• Проведение физкультурных минуток в каждом уроке во всех классах
• Организация горячего питания учащихся и учителей
• Проведение работы по профилактике правонарушений и суицидального поведения
• Выпуск брошюры по вопросам родителей «Школа родителя»
• Организация клубов по интересам учащихся, родителей, учителей
• Наблюдение за физическим развитием учащихся
• Витаминизация с целью повышения иммунитета
• Организация рационального питания дома с целью выхода из депрессивного состояния, связанного с нехваткой солнечных лучей и витаминов
• Проведение анкетирования, опроса, игр, психологических тренингов
• Организация рабочего места учащихся, учителей в соответствии санитарно-гигиеническим, экологическим нормам
• Организация недели родителей, здоровья, охраны природы, борьбы с вредными привычками, спорта
• Организация участия родителей в исследовательской работе учащихся
• Организация отчетных концертов, выставок по результатам работы кружков, клубов, секций, отдельных учителей и других работников
• Ведение тесной связи с родителями в вопросах воспитания детей
• Создание благоприятного психологического климата в школе и дома
• Учет воспитательной работы родителей
• Педагогическое просвещение родителей
• Организация гигиенических условий в каждом доме
• Организация работы на пришкольном участке
• Выпуск стенгазет, информационных листовок и т.п. по пропаганде здорового образа жизни
• Работа по озеленению территории школы, дворов, улицы
• Составление учителем физкультуры комплекса утренней зарядки, включая упражнения на гибкость, тренировки сердечно-сосудистой и дыхательной систем
• Закаливание родителями детей воздухом, водой, солнцем
• Предупреждение уличного и бытового травматизма
• Предупреждение чрезмерной умственной нагрузки
5. Функциональные обязанности
Экспериментальная работа проводится под руководством автора проекта. Основную работу выполняют классные руководители. Они находятся в тесной связи с родителями и с учащимися. Физминутки на уроках проводят учителя-предметники. Измерение и наблюдение физической подготовленности детей проводит учитель физкультуры. Семейное воспитание осуществляется родителями. Ответственность за витаминизацию и организации горячего питания возлагается на директора школы. Здоровьесберегающая организация учебной деятельности возлагается на заместителя директора по учебной части.
|